ДЛИННОШЕРСТНАЯ КОЛЛИ – РАБОЧАЯ СОБАКА?
«В Британской версии стандарта не упоминается о колли как о рабочей собаке. Означает ли это, что более нет необходимости в рабочих способностях породы? Я думаю, это тот пункт, где мы пошли по неправильному пути… По своему характеру длинношерстная колли – дружелюбная и любящая собака, замечательный компаньон для любой семьи».
(Стелла Кларк)
ИСКАЖЕНИЕ ИСТИНЫ
Иногда так трудно убедить других людей в том, что для нас, владельцев колли, является очевидным.
В последнее время в печатных статьях и на форумах в сети интернет все чаще стали появляться материалы, где колли называется декоративной собакой, не способной выполнять никакой работы, кроме как служить дополнением домашнего интерьера. Зачастую можно услышать заявления: вот раньше, в советские времена, колли были рабочие, универсальные – и с детьми нянчились, и хозяина защищали, и полезные ископаемые искали, и в многоборье бегали, и поводырями слепых работали… А сейчас нормальную собаку этой породы днем с огнем не сыщешь!
Но одно дело – ностальгические воспоминания о советских временах и несколько иное – распространившиеся по сайтам статьи, где колли часто приводится как пример деградации рабочей породы. Например: «В статусе породы огромное значение играет общественное мнение. Даже если по классификации FCI порода остается «рабочей», под влиянием моды она может потерять свои рабочие качества… Одним из примеров этого процесса может служить история длинношерстных колли в России» (Кузина М. Разведение собак: основные понятия). И еще множество примеров, говорящих о том, что поверхностное знакомство с породой, точнее с некоторыми не самыми лучшими ее современными представителями, подрывает и без того невысокую популярность колли в нашей стране.
РАБОЧЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Изначально основой разведения и отбора длинношерстных колли (шотландских овчарок) было их рабочее предназначение. Вся история породы колли – от пастьбы стад овец, через войны, неся почетную службу розыскных, связных, ездовых, санитарных собак, к современности, где всегда есть место собаке-спасателю, собаке-поводырю, собаке-терапевту, собаке-спортсмену, - это служение человеку, существование рядом с ним и для него. Привязанность к хозяину и членам его семьи, уступчивость, ненавязчивость, отзывчивость, дипломатичность и интеллигентность сыграли с колли злую шутку – служение человеку зачастую приводит к тому, что, в конце концов, колли оказывается рядом с ним на диване перед телевизором…
ДЛИННЫЙ ПУТЬ
Пастушья собака
Оглядываясь назад, на тот длинный путь, который прошли разведенцы колли, стоит упомянуть несколько этапов, сказавшихся на ее темпераменте и рабочих качествах. Изначально колли появились как породная группа, призванная работать с большими стадами овец, определявших экономику Великобритании в XVI-XVII веках. Отсутствие хищников, от которых не нужно было защищать стадо, направило селекцию породы в истинно пастушье русло. В обязанности колли входило следить за стадом, направлять его, находить отбившихся животных, отделять указанных животных, загонять их куда нужно, предупреждать пастуха о возникших трудностях и неожиданностях. Колли должна была быть некрупной, маневренной, выносливой, сосредоточенной, слушаться хозяина с полужеста и полуслова, ни в коем случае не калечить животных – максимум наносить им быстрые неприятные, словно щипок, укусы. Часто собаке приходилось работать самостоятельно, на большом расстоянии от владельца, но она всегда была прилежна и аккуратна в работе. Эти черты, а еще тот контакт, который колли устанавливала с хозяином, подкупали каждого, кто общался с ней.
Пожалуй, временем расцвета породы можно считать конец XVIII – начало XIX века, когда порода, став модной в Великобритании, набирала популярность и в других странах. Колли можно было встретить как на «постоянной работе» - возле стада, так и в светских салонах.
Служебная собака
До появления немецкой овчарки колли использовались как служебные собаки: во Франции и Америке – в полиции, в Германии – на воинской службе. Один из родоначальников современного служебного собаководства И.Бунгарц пишет о колли: «Шотландская овчарка работает спокойно, без суеты, без лая, переносит всевозможные лишения; отличаясь редкой понятливостью, выносливостью, чуткостью и преданностью; она может быть признана идеалом военной собаки».
С течением времени представители этой породы стали все более востребованы как собаки-компаньоны, поскольку были красивы и удобны для содержания в семьях.
История колли на территории царской России начинается с ХХ века. Более десяти собак этой породы содержались в императорской семье. Достоверно известно, что около 400 колли было закуплено в этот период для российской армии в Англии. Позже, во время русско-японской войны, они использовались как санитарные собаки. Отношение к колли оставалось уважительным – колли была служебной собакой.
Колли в годы войны
Подтвердила порода свои качества и во время Великой Отечественной войны. Вот свидетельство командира одной из воинских частей, полковника П.Заводчикова: «Поступившие во вверенную мне часть в 1941 году от населения Ленинграда собаки породы шотландская овчарка (колли) оказались исключительно работоспособными и выносливыми в боевой обстановке, восприимчивыми к дрессировке по различным службам, на которых мы применяли собак в Великой Отечественной войне».
Сегодня, возможно, по причине отсутствия веры в способности колли, в заметки и рассказы вкрадываются фатальные ошибки. Хорошим примером может служить статья «Рожденные любить» Натальи Яковлевой («Зообизнес» №10/2007): «Немецкая овчарка Дик в годы Великой Отечественной войны обнаружила 12 тысяч немецких мин и огромную бомбу с часовым механизмом, спрятанную в фундаменте Павловского дворца под Ленинградом. Талант и выдержка Дика спасли жизни тысячам солдат и мирных граждан». Что же здесь не так? Да, действительно, была такая собака по кличке Дик (Декойт), нашедшая 12.728 мин и обнаружившая 2,5-тонную бомбу в фундаменте Павловского дворца за час до взрыва. Более того, Дик был трижды ранен, но выжил и дожил до глубокой старости, а его вожатый получил личную благодарность Маршала Советского Союза Говорова и имел пять правительственных наград. Однако есть одно существенное «но» - Дик никогда не был немецкой овчаркой. Он был колли. Одной из тех, которых вспоминал полковник Заводчиков, - колли ленинградского разведения.
Послевоенные заслуги
В послевоенное время колли продолжали оставаться служебной породой, но в тоже время были очень распространены как собаки для семьи – по популярности с ними могли сравниться лишь немецкие овчарки. Колли этого времени применялись для пастьбы оленей на Дальнем Востоке, очень многие участвовали в показательных выступлениях, в соревнованиях по ОКД, ЗКС, военизированному многоборью, буксировке лыжника, использовались в поисково-спасательной службе.
Резкий поворот судьбы
В 1990-х годах все изменилось окончательно. Кинология, как зеркало, отражало все, что происходило в нашей стране в те времена. Модными становились ротвейлеры, стаффордширские терьеры и питбультерьеры, почти повсеместно проводились бои, стали весьма почитаемы соревнования «Собака-телохранитель» и «Собака сопровождения». И это тоже часть нашего советского прошлого, запечатлевшегося в нашем менталитете: рабочая собака была обязана кусаться. Иначе, что это за рабочая собака?
Пожалуй, в Украине колли переживала тогда свои худшие времена. Щенки не продавались, сколько их оптом уезжало в Китай и Ливан? Эти годы запомнились тем, что на улице то и дело встречались беспризорные колли (некоторые из них поселились и в моем доме). Порода становилась никому не нужной, немодной, неинтересной.
Воспоминания о колли как о служебной породе собак стали безвозвратно выветриваться не только из памяти украинского обывателя, но и самих дрессировщиков. В первую очередь, благодаря тому, что разведенцы колли, старавшиеся идти в ногу со временем, стали позиционировать ее как собаку, дрессировать которую не обязательно. Колли сильно изменились внешне и внутренне, поскольку к нам стали завозить новых производителей, коренным образом отличавшихся от привычного «советского» типа, но отвечавших британскому стандарту.
Однако и разведенцев тоже можно было понять: методы дрессировки, поставленные на поток и годившиеся для огромного количества немецких овчарок, доберманов, ротвейлеров и прочих служебных пород, зачастую были неприемлемы для колли. Грамотных инструкторов, искавших индивидуальный подход к каждой собаке, найти было очень сложно. И, если задуматься, какая дрессировка могла подойти изменившейся колли в те смутные годы?
Экстремальные «Собаки-телохранители», естественно, отпадали. IPO, включавшее раздел «Защита», - тоже. Да и раздел «Послушание» многие отрабатывали очень жестко, с практически повсеместным применением строгого или электрошокового ошейника. Так было проще и быстрее. Если это работает – зачем искать иной путь? Играть с собаками тогда просто не умели и не считали правильным. А кто держал колли в эти годы? В основном интеллигенция, ценившая в породе несколько иные качества, нежели способность кусать «вероятного противника».
Если коротко, то отношение дрессировщиков к владельцам колли и владельцев колли к дрессировщикам было обоюдным – как сейчас принято говорить, «игнор».
Печальное сегодня
И на сегодняшний день картина остается неизменной… Люди, выбор которых пал на породу колли, в большинстве своем ищут надежного компаньона, активного друга по играм для детей, аккуратную и ненавязчивую «сиделку» и «собеседника» для пожилых родственников. Такую собаку, с которой приятно общаться и проводить свободное время, всё понимающую и ненавязчивую, приспосабливающуюся к любому дому, в котором ее любят. Привлекательная внешность колли обычно играет второстепенную, хоть и не последнюю роль.
К сожалению, немногие заводчики проводят отбор, руководствуясь этими критериями в той же последовательности. Очень часто «красота» побеждает в ущерб темпераменту, контактности, желанию двигаться, играть и работать, а ведь большая часть щенков оказывается в руках простых владельцев, не озадаченных выставочными и племенными успехами питомца. В то же время, любой заводчик расскажет, насколько колли умны и интеллигентны. «Чем же такая собака по своей сути отличается от декоративной?» - резонно спросите вы. «А собственно ничем, - ответят вам. – И что такого обидного в слове «декоративная»?»
Гораздо чаще желающие приобрести колли сталкиваются с негативным отношением со стороны заводчика ко вполне обоснованному желанию заниматься на дрессировочной площадке. Неоднократно приходилось слышать и читать, что дрессировочная площадка – не место для колли, там портят психику собак, а курс послушания – обычная тупая муштра, от которой колли становится скучной и злобной. «Не волнуйтесь, она и так у вас вырастет умной и послушной, - такой стандартный ответ мы слышим от наших заводчиков. – Дрессировка – это удел тех, у кого собаки не могут успешно выставляться на выставках, но которым так хочется участвовать хоть в каких-то «собачьих» мероприятиях».
(материал взят из сайта kollyandiya.ucoz.ru )